ЧАЕПИТИЕ ВРЕМЕН ПЕТРА 1 (Квест)

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН

112

Мастер-класс "Культурные традиции эпохи Петра":

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КВЕСТА ДЛЯ  МОЛОДЕЖИ НА ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА ЛЕФОРТОВО

  1. Дата : 1 сентября 2019, начало мероприятия 14.00-15.00
  2. Место проведения: Лефортовский парк

 

111

Старинный самовар 1 сентября в Лефртовском парке

12 00 ПРИБЫТИЕ НА МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ. Установка палатки – костюмерной, звуковой аппаратуры,  фотооборудования

13 30  ВСТРЕЧА ГОСТЕЙ.  Подготовка к чаепитию, розжиг самовара. Звучит фоновая музыка   эпохи Петра 1

14 00 – 14 15 Вступительная часть. Викторина на знание элементов исторических костюмов Начало проведения мероприятия. Ведущий одет в исторический костюм. Приглашение на участие в викторине. Краткий экскурс.

14 15 – 14 30  Экскурс в историю русских традиций по чаепитию. Дегустация чая из старинного самовара.

14 30 -14 45 Экскурс в историю музыкальных инструментов - в виде викторины.

14 45 – 15 00 экскурс в историю танцев - викторина, мастер-класс, музыкальное сопровождение

15 00 Фотосессия

 

 

 

Экскурс в историю русских традиций по чаепитию (наличие самовара, баранок и др) - в виде викторины

Владислав АРТЕМОВ

История чая в России

Первые шаги

В России слыхали о чае намного раньше, чем он у нас появился. Как только русские стали бывать возле китайской границы, они не могли не узнать о чае.
Собственно в России, в тогдашнем Московском государстве познакомились с чаем, и притом против своей воли, только в 1638 г. Это знакомство началось, как и в других странах, прежде всего благодаря дипломатическим связям и этикету.
«Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири», изданный в конце XX века в Иркутске, сообщает, что в 1638 г. «к Алтын-хану отправлен посол, боярский сын Василий Старков, который по возвращению своему в Москву впервые привез в Россию чай, в числе ханских подарков царю Михаилу Федоровичу».
Далее «Перечень» рассказывает, что в резиденции Алтын-хана московские послы увидели в первый раз, как пьют чай на придворных церемониалах, и были принуждены везти в подарок царю этот, по их мнению, негодный товар. Напиток этот при прощальной аудиенции был вручен послу Старкову.
Хотя посол Василий Старков отнекивался от такого ничтожного и бесполезного, по его мнению, предмета, как чай, но ему, к вящему неудовольствию, все-таки было навязано 200 бах-ча (бумажных пакетов с чаем) по три четверти фунта в каждом, всего около 4 пудов, ценою в 100 соболей или, по тогдашним ценам, в 30 рублей. Делать было нечего — пустой и нежелательный дар был доставлен в Москву. «Не знаю, листья ли то какого дерева или травы, — доносил Старков царю.— Варят их в воде, приливая несколько молока...» Чай был испробован, понравился и вошел в употребление при дворе, потом у бояр и у других богатых людей.
Через несколько лет боярский сын Иван Перфильев, бывший послом в Китае, тоже доставил в русскую столицу необычную траву. Придворные, однако, побоялись дать ее настой государю Алексею Михайловичу, — что если «от привезенного Перфильевым зелья да и приключится какой недуг, недомогота в его государском здоровье?»
Решили посмотреть в древнем «Травнике», но там ничего не говорилось о загадочном растении. И тогда придворный доктор Самойло Каллинс отважился провести опыт на себе. Он напился темно-коричневого настоя и... остался жив.
Однажды царь «заболел животом». Каллинс посоветовал ему: «Обычайное после обеда вареное чаге листу ханского ... изрядное есть лекарство против надмений, насморков и главоболений». Царь послушался совета, напился чаю и вскоре выздоровел.
Слух об «изрядном лекарстве», спасшем царскую особу, быстро распространился, и чаепития вскоре стали очень модными.
В 1654 г. был послан в Китай из Иркутска боярский сын Федор Исакович Байков, который в своем статейном списке рассказывает между прочим о том, как китайцы подносили ему чай, вареный с молоком и коровьим маслом.
После Байкова из Москвы отправлен был в Китай для переговоров грек Николай Спафарий, который по возвращении оттуда написал обширное сочинение по китайским и европейским источникам о Китае. Между разными любопытными известиями в сочинении этом помещено довольно обстоятельное сказание о чае. Спафарий пишет: «Трава чай нигде не родится такая, что здесь (в Китае), и для того опишем, как родится...» Следует описание растения и способ его приготовления «ради варенья чая». «Китайцы то питие зело похваляют: сила и лекарства от него всегда извещает, потому день и ночь они пьют и гостей своих потчивают». Спафарий пробовал пить и говорит, что чай есть «питие доброе, и когда привыкнешь — гораздо укусно».
Вначале чай использовали главным образом как лекарственное средство, так как считалось, что он очищает кровь и «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и сидения в Думе.
Колыбелью чаепития была та же Москва, где в конце XVII в. чай стали продавать в лавках вместе с другими обыденными товарами. В 1674 г., как свидетельствует Кильбургер, на московском рынке было довольно много чая.
По приказу Петра Первого в Москве на западный манер учредили аустерии — ресторации, где чаем с кренделями угощали даром. Но лишь тех посетителей, кто читал приносимую сюда первую русскую газету «Ведомости».
В Петербурге чай пили с основания города, хотя литературных свидетельств об этом немного. Немецкий исследователь Г.Штох, описывая Петербург, говорит о распространенных в столице напитках: сбитне, квасе, клюкве, но про чай — ни слова. И вообще, на протяжении всего ХVIII в. встречаются лишь немногие упоминания об этом. Например, указ от 19 августа 1732 г. о выдаче Ивану Балакиреву, помимо прочих припасов, «в полгода чаю зеленого по одному фунту» и газетное объявление: «В Гостином дворе между Суровской и Серебряной линиями в каменных овощных лавках под № 3 у купца Ивана Чирикина продается в шелковых коробочках самый лучший и редко ввозимый новопривезенный китайский чай, лазумест называемый».
По нижегородской явочной книге 1722 г. о товарах, явленных купцом гостанной сотни Яковом Пушниковым, торговавшим всевозможными предметами, заморскими и китайскими, чая в привозе не показано, но в первом тарифе, изданном в 1724 г., уже значится «чай всякий, как товар, ввозимый и вывозимый по европейской границе».
В царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II, а особенно при Александре I, чай становится всё более распространенным напитком. В канун 1822 г. Александр I издал указ, которым разрешалось «производить продажу в трактирных и разного рода заведениях, с 7 часов утра до 12 пополудни, и содержать в ресторациях чай».
Уже через четверть века в Москве было свыше ста специализированных магазинов по продаже чая, а «разного рода заведений», торговавших им, насчитывалось более трехсот. Распространению чаепитий во многом способствовало и развитие отечественной сахарной промышленности.
Русская традиция чаепития предполагала употребление этого напитка с сахаром, сладостями и едой. Известна история о встрече в 1802 г. в одной из мюнхенских гостиниц князя Шаховского с Гёте. Поэт пригласил князя на чай. Тот, не увидев на столе ничего, кроме чая, без церемоний заказал бутерброды и что-то сдобное. Вечер прошел очень приятно, в беседах о германской и русской литературе. К удивлению Шаховского, на следующий день он получил счет за все съеденное, который Гете отказался оплатить, поскольку приглашал князя только на чай.

AAA 3267

Игорь Сокуренко Мастер-класс "Культурные традиции эпохи Петра"

Русские чайные

При Александре II в Москве появились первые чайные. Для них правительство установило, на зависть всем прочим питейным заведениям, особые льготы — минимальную арендную плату и очень низкий налог. Вначале их открывали на рабочих окраинах, вблизи крупных промышленных предприятий, потом появились они около рынков и стоянок извозчиков. Чайные имели право открываться в 5 утра, когда трактиры были еще закрыты. Для крестьян, приехавших на базар, для извозчиков, ожидающих седоков, для холостого рабочего люда эти чайные стали самым популярным местом отдыха и встреч.
Как правило, в каждой чайной было по три комнаты. Хозяевам чайных разрешалось иметь «музыку» (граммофон) и бильярд. Почти во всех чайных имелись подшивки газет. А вот алкогольными напитками они не имели права торговать. Кипяток разрешалось подавать только в самоварах.
К чаю подавали молоко, сливки, хлеб, бублики, баранки, масло, колотый сахар.
Вот как описывает смоленский краевед А.Я.Трофимов одну из городских чайных конца минувшего столетия, которую содержало общество попечения о народной трезвости.
«Это было одноэтажное деревянное строение до 25 метров в длину: два зала, кухня, где повара готовили легкие закуски — блины, яичницу, мясные и рыбные блюда.
Исстари наши кабаки и чайные были не только питейными заведениями, но и своеобразными народными канцеляриями. Здесь за умеренную, а то и вовсе мизерную плату могли составить прошение, жалобу — любую бумагу. А писарями в кабаках и чайных “служили” бывшие мелкие служащие присутственных мест, коим пришлось расстаться со столом в казенном доме по причине неумеренного пристрастия к горячительным напиткам. По вечерам в этом “писарском” зале через проекционный фонарь показывали зрителям “туманные картинки”, беря за вход 1—3 копейки.
Во втором зале царил дух гастрономии и чая. В ту пору чай пили “парами”. Пара чая состояла из двух чайников: большого с кипятком и малого с заваркой, а также из 2—3 кусочков сахара. Один человек мог выпить по настроению 5—10, а иногда и больше чашек, так как кипяток добавлялся за ту же цену. За отдельную плату можно было заказать закуску по выбору.
Чай подавали не только парами (в двух чайниках), но и доливали кипяток из особых медных чайников, которые получили название «чайник — сбоку ручка»: у него был длинный носик, позволявший подливать кипяток из-за спины сидящих за столом.
Характерной чертой большинства чайных являлись длинные общие столы. Сидевшие за такими столами могли вести общую беседу, делиться новостями».
В конце XIX в. уже во всех больших центрах распространяются народные трактиры, столовые и чайные, где была запрещена продажа крепких напитков. Подобные же заведения стали появляться и в мелких поселках. В съестных лавках и на постоялых дворах чай был еще дешевле, причем если его спрашивала артель, то брали «гуртовую» цену с уступкой.
В центре внутренней торговли чаем — на Нижегородской ярмарке — для народной чайной устроено было особое каменное здание, где очень дешево отпускали чай с тремя кусками сахара.

Чай в деревне

До середины XIX в. в Сибири и у кочевых народов был в ходу кирпичный чай. Впрочем, в литературе есть указание, что в южной Сибири, в Колыванских горах, пили вместо чая листья растения под названием чагир. Во внутренней России хотя и давно употреблялся байховый чай, но только людьми состоятельными. Кирпичного чая покупалось вдвое больше, чем байхового, потом это соотношение всё больше изменялось в пользу последнего.
Барон А.Гакстгаузен, путешествовавший по России в 1843 г. вдоль главных путей, говорит, что чай распространен в «порядочных крестьянских домах и всё более становится любимым напитком русских».
В глухие и отдаленные деревни чай проник, как и следовало ожидать, гораздо позже. Даже в самом конце XIX в. было много селений, особенно в северных губерниях, где не было ни одного самовара.
Деревенской бедноте, составлявшей, как известно, подавляющую часть сельского населения России, чай был не по средствам, и чаепития долгое время считались в народе непозволительной роскошью, барством, праздным времяпрепровождением.
По этому поводу в одной из петербургских газет писалось: «В России собственно народ не пьет чай. Его пьют рабочие в столицах. Это не потребность, а прихоть, равная курению табака».
И то сказать, откуда взять простолюдину денег на покупку такого дорогого изделия, каким был самовар? Чай, сахар, чайная посуда тоже стоили немало. Да, как говорилось, и свободного времени для чаевничанья у землепашца тоже не было.
Вот почему на деревне чай многие десятилетия был напитком незнакомым и даже загадочным. Оценить его достоинства умели немногие, а уж приготовить по-настоящему и вовсе не могли.
Минует еще не один десяток лет, прежде чем самовар придет в деревню и займет почетное место на столе сельского труженика.
В первое время в деревнях богатые мужики еще не знали способа заваривания чая, а держали его ради моды и для угощения. При этом бывало, что чай заваривали так — высыпали целый фунт в котел и варили, как траву или как суп, пока не научились заваривать его правильно. Такая ошибка и профанация чая повторялась не только в России, но и в других странах, где чай только начинал входить в моду.
И все-таки чай медленно, но упорно входил в народный обиход, так как оказался хорошим добавлением к пище крестьянского населения. Но миллионы людей были в стороне от чайной цивилизации, пили чай больше всего в пригородных селениях, в промышленных районах, а в чисто земледельческих и в отдаленных местах — только меньшинство, более зажиточное, особенно в малоплодородных местах, а также в населенных раскольниками, большинство которых почитали чай за греховное зелье, как и табак.


Мастер-класс "Культурные традиции эпохи Петра":

ПОСЛЕ ЦЕРЕМОНИИ ВСЕМ ПРИСУТСТВУЮЩИМ ПРИШЛОСЬ ПРОЙТИ ИСПЫТАНИЯ

 

НАЙТИ МОНЕТУ И ЗАТЕМ ОТЧЕКАНИТЬ ЕЕ ХОЛОДНОЙ ЧЕКАНКОЙ. ПО ВСЕМУ ПАРКУ БЫЛИ СПРЯТАНЫ ЗАПИСКИ С ПОДСКАЗКАМИ. САМОМУ ВЕЗУЧЕМУ ИГРОКУ ПРЕДСТОЯЛО С ПОМОЩЬЮ ПОДСКАЗОК НАЙТИ МОНЕТУ.

 

ЗАПИСКИ ТАКОГО СОДЕРЖАНИЯ

 

ЧАЕПИТИЯ В ПАРКЕ ГРОТ СТОИТ СТАРИННЫЙ

ДИВНОЙ УЧАСТИ ПЕТРА

 ТАМ НАЙДЕШЬ ТЫ СТАРЫЙ СВИТОК

 

ТАМ В ГЛУШИ СТОИТ БЕСЕДКА

ПОИЩИ ТЫ РЯДОМ С НЕЙ

НА ВЕТВЯХ НАЙДЕШЬ ОТМЕТКУ

УЖ СТАНОВИТСЯ ТЕПЛЕЙ

 

ЧТО ЗА ЧУДО, ЧТО ЗА ДИВО  

В ЭТОМ ПАРКЕ ВОЗВЕЛИ

У БЕСЕДКИ В МЕТРЕ СПРАВА

ТЫ РАЗГАДКУ ПОДБЕРИ

 

А ТЕПЕРЬ СТУПАЙ ТЫ С БОГОМ

ТА РАЗГАДКА УЖ БЛИЗКА

НА  ПЛОТИНЕ МНОГО МЕСТА

ПОД СТОЛБОМ ЛЕЖИТ ОНА

 

ТА МОНЕТА НЕ ПРОСТАЯ

ЗЛАТЫМ БЛЕСКОМ ОТРАЖАЯ

ПУТЬ К ПОБЕДЕ БЛИЗОК ЧТО Ж

ВОЗЛЕ ГРОТА ОТЧЕКАНИВ

ЧТО Б СУДЬБУ НЕ ТОРОПИТЬ

НУЖНО ГОЛУБЯ КУПИТЬ

 

ПЛАТОЙ БУДЕТ ТА МОНЕТА

ТА, КОТОРУЮ НАЙДЕШЬ

ОБЫЩИ ТЫ ХОТЬ ПОЛСВЕТА

НО ПЛОТИНУ ТЫ ПРИДЕШЬ

 

НЕ ПЕЧАЛЬСЯ ЧТО СЕГОДНЯ

ДРУГ ТЕБЕ  НЕ ПОВЕЗЛО

ПЕРЕДАЙ СВОЮ УДАЧУ

ПОБЕДИ ВСЕМУ НА ЗЛО

 

НУ, ТЕПЕРЬ ТВОЯ МОНЕТА

МОЖЕТ ГОЛУБЯ КУПИТЬ

И ПРИ ПОМОЩИ МОНЕТЫ

МОЖНО ПТИЦУ ОТПУСТИТЬ

 

ПОДБЕРИ СКОРЕЙ МОНЕТУ

И СТУПАЙ ПО БЕЛУ СВЕТУ

ГДЕ ЧЕКАНЩИКИ МОНЕТ

ПОДАДУТ ТЕБЕ СОВЕТ

 

ТАМ В ГЛУШИ СТОИТ БЕСЕДКА

ПОИЩИ ТЫ РЯДОМ С НЕЙ

НА ВЕТВЯХ НАЙДЕШЬ ОТМЕТКУ

УЖ СТАНОВИТСЯ ТЕПЛЕЙ

114

Монетный аттракцион в Лефортовском парке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПРАВА НУЖНАЯ СТЕНА

 

 

Related Post

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий